Симфони́ческая му́зыка — музыка, предназначенная для исполнения симфоническим оркестром. К симфонической музыке относят и сочинения, в которых привлекаются хор, певцы-солисты, но инструментальное начало господствует; понятие «симфоническая музыка» распространяют и на произведения для солирующего инструмента или инструментов и оркестра (концерт).
Жанры симфонической музыки разнообразны и включают как крупные, нередко многочастные произведения, так и миниатюры. Важнейшие жанры — симфония, увертюра (самостоятельная концертная пьеса или вступление к опере), концерт, сюита, симфоническая поэма, фантазия. К симфонической музыке могут быть причислены и оркестровые эпизоды оперы — симфонические картины, интермеццо.
Привлечение симфонического оркестра — высшего, наиболее развитого инструментального состава — определяет большие возможности симфонической музыки в воплощении самого значительного и богатого содержания. Лишь условно к симфонической музыке относят произведения, возникшие до появления симфонического оркестра и предназначавшиеся для исполнения другими оркестровыми и ансамблево-оркестровыми составами. Это популярные в XVII веке и первой половине XVIII века старинная танцевальная сюита, кончерто гроссо, ранние разновидности оперной увертюры, серенада, дивертисмент. Формирование симфонического оркестра, сложившегося к концу XVIII века, проходило параллельно с созданием новых, характерных для симфонической музыки жанров, и в первую очередь симфонии. Видная роль в этом принадлежит мангеймской школе и в особенности венской классической школе, представителями которой были И.Гайдн, В. А. Моцарт (2-я половина XVIII века) и Л.Бетховен (конец XVIII — первая четверть XIX века). Основы симфонической музыки были заложены Гайдном, в творчестве которого произошло полное обособление ансамблевой и собственно оркестровой музыки. Важнейший вклад внесли Моцарт и Бетховен.
Творчество Бетховена составляет высочайшую вершину в развитии мировой симфонической музыки. В его симфониях, а также увертюрах и концертах запечатлены величественные художественные концепции, нашло глубокое отображение типическое для эпохи содержание. Для этих сочинений Бетховена характерен особый тип музыкального развития (представленный также его квартетами, фортепианными сонатами и др.), необычайно последовательного и логичного, раскрывающего художественный замысел через противопоставление контрастных тематических элементов и их активную разработку, то есть такой тип развития, который дал основания виднейшему музыкальному учёному Б. В. Асафьеву выдвинуть особое понятие симфонизма.
В симфоническом творчестве многих композиторов-романтиков — Ф.Мендельсона-Бартольди, Г.Берлиоза, Ф.Листа и др. — большое значение приобретает музыкальная программность (см. Программная музыка). Наряду с программной симфонией культивируется и программная увертюра (в особенности у Мендельсона). Возникает и новый жанр программной симфонической поэмы, созданный Листом и в последующее время представленный многими сочинениями К.Сен-Санса, Р.Штрауса, а также композиторов новых национальных школ — Б.Сметаны, А.Дворжака, Я.Сибелиуса и др. В области программной симфонии вслед за Г. Берлиозом и Ф. Листом большой вклад внёс Г.Малер. Параллельно развивается и непрограммная симфоническая музыка.
Важнейшее место симфоническая музыка занимает в творчестве русских композиторов: основоположника русского классического симфонизма М. И. Глинки, представителей «новой русской музыкальной школы» («Могучей кучки») М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, а также П. И. Чайковского, в последующее время — А. К. Глазунова, Сергей Танеева, Сергей Рахманинова, Александр Скрябина. Они создали много значительных сочинений в самых разнообразных жанрах симфонической музыки. Традиции русской симфонической музыки развивали советские композиторы, представители различных национальных школ: Николай Мясковский, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян.
ТОП жанра «symphonic»